Можно сказать, что большинство современных читателей небольшое Послание Иуды скорее ставит в тупик, нежели приносит им пользу. Два его стиха, конечно, знает каждый – прекрасный и величественный гимн, которым оно заканчивается:

«Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь».

Но кроме этих двух стихов, Послание Иуды мало кто знал и читал. Его трудности связаны как с непонятным для нас мировоззрением, с ситуацией, в связи с которой оно было написано, а также с языком и образами, которые использованы в нем. Но на тех, кто читал это послание впервые, оно подействовало как удар молота, как трубный звук к защите веры. Английский богослов Моффат называет Послание Иуды «огненным крестом, который должен разбудить церкви».

Иуда намеревался написать труд о вере, но ему пришлось отложить это намерение поскольку в христианских общинах появились люди, чье поведение и мысли были угрозой для Церкви (ст. 3). Перед лицом сложившегося положения нужно было не столько думать о распространении веры, сколько призывать христиан к ее защите. Вкравшиеся в Церковь люди прилагали все усилия к тому, чтобы обратить Божью благодать в оправдание открытой безнравственности и отвергали единого истинного Бога и Господа Иисуса Христа (ст. 4). Люди эти были распутниками в жизни и еретиками в вере.

И Иуда предостерегает этих людей. Пусть они вспомнят судьбу израильтян – хотя Господь избавил их и вывел из Египта, Он не позволил им за их неверие войти в землю обетованную (ст. 5). Иуда имеет в виду историю, изложенную в Числ. 13,26-14,29. Человек, обретший благодать Божью, может все же потерять вечное спасение, если скатится в непослушание и неверие. И некоторые ангелы пали (Быт. 6,2), а теперь они заключены в пропасти мрака в ожидании суда (ст. 6). Всякого, восстающего против Бога, ждет осуждение. Города Содом и Гоморра предавались блуду и противоестественным порокам и их гибель в пламени огненном – предостережение всем, кто сходит с пути истинного (ст. 7).

Эти люди мечтатели; у них порочные мечты; они оскверняют свою плоть и злословят ангелов (ст. 8). Даже архангел Михаил не смел говорить зло о порочных ангелах. Архангелу Михаилу было поручено захоронить тело умершего Моисея. Дьявол хотел остановить его и предъявил свои права на тело Моисея, а архангел Михаил даже в таких обстоятельствах не посмел говорить дурно с дьяволом, а лишь сказал: «Да запретит тебе Господь» (ст. 9). Ангелов должно уважать, даже если они порочные и враждебные. А порочные люди злословят обо всем, чего не знают, или не понимают, а духовное находится вне сферы их понимания. Они понимают лишь свои плотские инстинкты и, как грубые животные, позволяют им господствовать над собою (ст. 10).

Они подобны Каину – циничные эгоистические убийцы; они подобны Валааму, который хотел только приобретать и привел людей к греху; они подобны Корею, который взбунтовался против законной власти Моисея и был поглощен землей за свое высокомерное непослушание (ст. 11).

Кто же эти еретики, на которых обрушивается Иуда? Этого он нам не говорит. Он не богослов, а, как сказал Моффат, «простой, честный руководитель Церкви». «Он скорее осуждает, нежели описывает» ереси, на которые нападает. Он не пытается спорить или опровергать, потому что пишет, как «человек, который знает, когда крайнее возмущение говорит больше, чем аргументы». Но из самого послания мы можем заключить об еретиках следующее.

1. Они были антиномистами. Антиномисты – это люди, считающие, что закон мертв, и они могут делать все, что им заблагорассудится. Благодать может простить любой грех; чем больше грех, тем больше возможностей пребывать в благодати (Рим. 6). Тело не имеет никакого значения, важна внутренняя суть человека.
Таким образом, еретики обращают благодать в оправдание и даже в повод для своего распутства (ст. 4). Они предаются бесстыдным противоестественным порокам, подобно жителям Содома (ст. 7); оскверняют плоть и не считают это грехом (ст. 8); позволяют своим грубым инстинктам направлять свою жизнь (ст. 10). Своими чувственными наслаждениями они могут погубить обычай трапезы любви в Церкви (ст. 12). Они предаются похоти, сделав ее законом своей жизни (ст. 16).

В Новом Завете, мы также сталкиваемся с гностицизмом. В основе его лежит идея о том, что наша вселенная построена по дуалистическому принципу, что в основе ее лежат дух и материя. Дух абсолютно благ, а материя, по существу своему, порочна. И из этой порочной материи был сотворен мир. Далее, они считали, что Бог – это чистый Дух и, потому, вообще не мог делать что-нибудь непосредственно с этой порочной материей. А как же тогда было осуществлено творение? Бог издал серию эманации, причем каждая последующая из этих эманации находилась все дальше и дальше от Него; но в конце этой длинной цепи, далеко от Бога, находилась эманация, которая и могла прикоснуться к материи, и именно этот удаленный и второразрядный бог и был, якобы, действительным творцом мира.

Но это еще не все. По идее гностиков, по мере того, как эти эманации все больше удалялись от Бога, они все меньше и меньше знали о Нем и становились все более и более враждебными Ему. И эманация, находившаяся в самом конце этой длинной цепи, совершенно ничего не знала о Боге и была совершенно враждебна Ему.
Они отождествляли истинного Бога с Богом Нового Завета, а вторичного, невежественного бога – с Богом Ветхого Завета. В их представлении бог-творец был не Бог откровения и искупления, а совершенно отличался от Него. Христианство же верит в единого Бога, Бога творения, провидения, искупления.
В этом гностики видели объяснение греха. Грех, страдания и всяческие несовершенства есть следствие того, что творение было сотворено, во-первых, из порочной материи, а во-вторых, невежественным богом.

Мировоззрение гностиков совершенно логически вело к странному выводу. Если бог Ветхого Завета ничего не знал об истинном Боге и был враждебен Ему, то, следовательно, люди, пораженные и наказанные этим невежественным богом, были, в действительности, хорошими людьми. Ведь, совершенно очевидно, что враждебно настроенный бог будет враждебно настроен и по отношению к людям, которые являются слугами истинного Бога. Гностики, тем самым, так сказать, поставили Ветхий Завет с ног на голову и видели в его героях злодеев, а в его злодеях – героев. Так, существовала гностическая секта офитов, потому что они поклонялись змею из сада Эдема; были и такие, которые почитали как великих героев Каина, Корея и Валаама. Вот на этих людей и указывает Иуда как на пример трагичного и ужасного греха.

Итак, мы можем считать, что еретики, против которых выступает Иуда – это гностики, отрицавшие, что Бог Един; считавшие, что бог творения – это не Бог искупления; видевшие в ветхозаветном боге невежественного врага истинного Бога и поставившие, тем самым, Ветхий Завет с ног на голову, считая грешников слугами истинного Бога, а святых – слугами враждебного бога.

Но эти еретики отрицали уникальность Иисуса Христа. А как это соответствует известным нам представлениям гностиков? Как мы уже видели, гностики считали, что Бог излучил из себя серию эманации, стоявшие между Ним и материальным миром. В Иисусе Христе гностики видели одну из этих эманации. Они не видели в Нем единственного нашего Владыку и Господа; они видели в Нем лишь одно из многих связующих звеньев между Богом и человеком, даже если и высочайшее и ближайшее к Богу.
В послании Иуды есть еще одно указание на еретиков, которое, в общем, совпадает с тем, что мы знаем о гностиках. В ст. 19 Иуда характеризует их как «отделяющие себя (от единства веры)» [у Баркли: насаждающие разделения, барьеры]. Эти еретики насаждали нечто вроде классовых различий в церковном братстве. Гностики считали, что для этого человеку нужно особое знание, столь глубокое, что им могут овладеть лишь немногие.

Иуда отмечает у порочных людей, против которых он выступает, две вещи.
1. Они критикуют все, что не понимают. Они считают никчемным и неуместным все, что находится за пределами их опыта. О духовном надобно судить духовно (1 Кор. 2,14). Они не могут судить духовно и, потому, не видят духовные реальности и презирают их.
2. Они растлевают себя теми вещами, которые доступны их пониманию. Иуда рисует людей, утерявших всякое представление о духовных ценностях и почитающих за норму лишь животные потребности и животные инстинкты.

Иуд. 22.23
Этот отрывок переводили по-разному, потому что возникали сомнения относительно греческого текста.
[У Баркли следующий перевод:
«Одних разубеждайте в их ошибках, когда они еще колеблются.
Других спасайте, выхватывая их из огня. Других же жалейте и бойтесь в то же время, ненавидя одежды, оскверненные плотью».]

На христианине лежит неукоснительный долг спасать, а не уничтожать, даже самых худших еретиков, даже самых заблудших, даже тех, у кого самые опасные верования. Христианин должен стремиться не к тому, чтобы изгнать этих людей из христианской Церкви, а к тому, чтобы заполучить их обратно в христианское братство. Кто-то сказал однажды, что Иисус пришел для того, чтобы обратить плохих людей в хороших. «Когда Церковь теряет способность возвратить заблудших, она перестает быть Церковью». Можно видеть, что Иуда выделяет среди этих заблудших три группы.

1. Одни еще колеблются, еще только заигрывают с ложью. Их прельщает порочный путь и они готовы совершить ошибку, но все еще колеблются сделать окончательный шаг. Их нужно разубедить в их заблуждении, пока еще есть время. Из этого вытекают для нас два обязательства.

а) Мы должны учиться, чтобы быть способными защищать веру и обосновать заложенную в нас надежду. Мы должны знать, во что мы верим, чтобы быть способными противопоставить заблуждениям истину и мы должны подготовить себя к тому, чтобы быть способными защищать веру таким образом, чтобы завоевать людей своей любовью и искренностью. Для этого мы должны освободить свой ум от неуверенности, а наши отношения с другими – от высокомерия и нетерпимости.

б) Мы должны быть готовы говорить в нужное время. Многие люди могли бы быть спасены от заблуждений в мыслях и делах, если бы с ними кто-то заговорил вовремя. Иногда мы колеблемся заговорить, но часто молчание подобно трусости и может причинить больше вреда, чем любая речь. Трагичнее всего, если к вам приходят и говорят: «Я бы никогда не попал в такую лужу, в которой нахожусь сейчас, если бы кто-нибудь, ну, даже ты, поговорил со мной».

2. Других нужно вытаскивать прямо из огня. Они уже встали на пагубный путь, и их нужно остановить, так сказать, силой и даже против их воли.

Хорошо говорить, что человеку лучше предоставить полную свободу, и что он имеет право делать все, что ему хочется. В одном смысле это так, но иногда человека нужно спасти даже насильно от него самого.

3. Есть и такие, которых нужно жалеть и страшиться одновременно. Здесь Иуда думает об извечной истине. Опасность грозит грешнику, но она грозит и тому, кто его хочет спасти. Человек, исцеляющий от заразной болезни, рискует заразиться сам. Иуда говорит, что нужно ненавидеть одежду, которая осквернена плотью. Почти наверняка он думает при этом о правилах, изложенных в Лев. 13,47-52, где сказано, что одежду человека, страдающего проказой, следует сжечь. Старая поговорка остается в силе – нужно любить грешника, но ненавидеть грех. Чтобы быть способным спасать других, человек сам должен быть сильным в вере. Он должен твердо стоять ногами на суше, чтобы бросить спасательный круг человеку, который может быть унесен потоком. Дело в том, что не каждый человек может браться за спасение заблудших. Спасти человека для Христа может лишь тот, кто сам уверен и тверд в вере; а бороться с заразой греха может лишь тот, у кого есть иммунитет в виде здоровой веры. На незнание нельзя отвечать незнанием, даже неполным знанием; на него можно ответить лишь заявлением: «Я знаю, в Кого я уверовал».




@темы: картинки, толкование, расширенный перевод, практическое христианство, дела мира, Баркли, Библия, статья