В своих речах друзья Иова неизменно оставались на своей богословской позиции. Она сводилась к следующему: праведные вознаграждаются, а нечестивые подвергаются наказанию (к примеру, 4:7-8); Иов, по всей видимости, согрешил и нуждается в раскаянии. читать дальшеВот суть их схоластических рассуждений: а) всякое страдание есть наказание за грех; б) Иов страдает; в) следовательно, он грешен. Однако эта "логика" противоречит тому, что говорил об Иове Бог (1:1,8; 2:3).
Характер речей, по мере того, как одна из них сменяла другую, становился как более саркастическим, так и более определенным. В первом "раунде" (главы 4-14) трое лишь "предполагают" за Иовом какие-то грехи и побуждают его к покаянию. "Но я к Богу обратился бы" (Елифаз, 5:8); "и если ты чист и прав" (Вилдад, 8:6); "и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его" (Софар, 11:14).
Во втором "раунде" предположения переходят в прозрачные намеки. Елифаз говорит о том, что нечестивцы сами подвергают себя опасности (глава 15), Вилдад утверждает, что они непременно попадают в сеть, и что они обречены на забвение (глава 18), а Софар заявляет, что их участь - потеря имущества и ранняя смерть (глава 20). Все они говорили применительно к Иову и надеялись, что он понимает это. Но во втором "раунде" никто из них не сказал о необходимости раскаяния.
В третьем "раунде" посетители Иова переходят к открытым обвинениям. Елифаз перечисляет несколько злых дел, в которых, по его мнению, Иов был повинен (22:5-9), а Вилдад прямо называет всякого человека "червем" (25:5-6). Из двоих лишь Елифаз повторяет, что Иов нуждается в покаянии (22:21-23).
Однако Иов, отвечая друзьям, утверждает, что он ни в чем не повинен (6:10; 9:21; 16:17; 27:6), и, вот, несмотря на это, Бог подвергает его страданиям (6:4; 9:17; 13:27; 16:12; 19:11). Есть ли иная причина его мучений? Да, это Бог подвергает его им, но почему? Это за пределами понимания Иова. Почему страдают невинные? Зачем? Для чего? - в отчаянии спрашивает Иов (7:20; 13:24; сравните с "зачем?", "для чего?", "на что?" в первом монологе Иова: 3:11-12, 20, 23).
Его вопросы, жалобы, обвинения, кажется, подводят его к самому краю пропасти, кажется, ему не остается ничего, кроме бунта. Но в том-то и дело, что Иов - человек всепобеждающей веры, перед которой отступают благочестивые, на первый взгляд, теории. Вызов, который Иов, казалось бы, бросает Богу, происходит от предельной его искренности перед Ним. Иов думает, что если бы он мог встретиться с Богом, то сумел бы доказать Ему, что с ним, верным Своим рабом, Он поступает несправедливо (13:3; 16:21; 19:23; 23:4; 31:35).
Елифаз таким образом олицетворяет в книге дух традиционного благочестия, исходящего из закона воздаяния.
Уильям Блейк Иллюстрация к книге Иова.
Книга Иова. Часть 4.
В своих речах друзья Иова неизменно оставались на своей богословской позиции. Она сводилась к следующему: праведные вознаграждаются, а нечестивые подвергаются наказанию (к примеру, 4:7-8); Иов, по всей видимости, согрешил и нуждается в раскаянии. читать дальше
Уильям Блейк Иллюстрация к книге Иова.
Уильям Блейк Иллюстрация к книге Иова.